Одна из важнейших вещей в воспитании ребёнка является – не помешать процессу формирования его личности.
Зачастую мы хотим сделать как лучше и этим можем навредить.
Кто не хочет, что бы ребёнок быстрее научился читать и писать, и в целом всесторонне развивался?
Или, кто не хочет, дать ребёнку воспитание, или то, чего не было в детстве у него самого?
Конечно же, этого хотят все!
Но всему должно быть своё время и во всём нужно знать меру.
Ребёнок растёт и вместе с этим начинается процесс формирования его личности.
Например, с 0 до 3, ребёнок осознает себя центром Вселенной, в котором есть он и мама (родитель, воспитывающий взрослый). Ребёнок потихоньку определяет себя в этом мире, осознает своё Я, ему пока не нужна социализация и другие дети. Он познает себя и свой, пока ещё маленький мир.
После 3-х лет(+/- полгода-год) начинается период социализации, мир ребёнка расширяется, он начинает осознавать себя по отношению к другим детям и взрослым. Делает он это, в основном, в игровой форме. У ребёнка начинает появляться самостоятельность.
Ребёнок, должен развиваться по комфортному для себя пути.
Лучшее время для начала посещение развивающих кружков, это возраст 4,5-5 лет, в этом возрасте у него зарождается логика.
До этого возраста, достаточно того, что он получает самостоятельно, общаясь с родителями, сверстниками, воспитателями.
Рекомендуется посещать не больше 3-х кружков, разных направлений:
спорт
творчество
духовность (например: скорочтение, английский, математика)
Кстати, подобную систему выбора кружков, хорошо использовать в любом возрасте. Выбирать один спортивный, один творческий и один направленный на духовное развитие.
И да, многие скажут, что сейчас весь мир за раннее развитие: ваш ребёнок может начать читать, писать и считать в 3 года. Тем более говорят, что такие дети лучше успевают и более успешны в школьной жизни.
Это один из мифов о раннем развитии⤴
На данный момент очень, много психологов, нейропсихологов, педагогов, выступают против раннего развития, все новые знания и умения, ребёнок должен получать, когда готов к ним.
Для нормального формирования личности, человеку нужно детство.
Ребёнок должен хотеть чему-то учиться, тогда и результат будет бесконечно выше.
Сейчас начался новый школьный год, и у многих вопрос как мотивировать ребенка учиться очень актуален.
Здесь многие делают одну и ту же ошибку.
•мы пытаемся мотивировать детей полагаясь на чужой опыт (кто-то сказал, где-то прочитала и тд.)
•или мотивируем их опираясь на свой опыт (оперируем тем, на что отреагировали бы сами)
Давайте разберём очень распространённый пример. Большинство из вас, скорее всего, тоже слышали подобное в детстве.
-Если будешь плохо учиться, пойдёшь работать дворником!
Давайте подумаем, это мотивация «от обратного», которая по хорошему счету, должна вызвать страх, что бы поменять ситуацию. Но разве ребёнок, школьного возраста, испугаешься того, что когда-то там, после школы, он будет дворником?
Почему он должен этого испугаться?
Потому что у дворников маленькая зарплата и низкий социальный статус?
Это понимаете вы.
Но ребёнок, разве ему есть дело до низкого социального статуса?
В его мире этого нет. Его волнуют другие проблемы. Свои детские проблемы. Или проблемы семьи. Проблемы и радости того, частью чего он непосредственно является.
Основная причина того, что мотивация не срабатывает, это то, что не затрагиваются ценности самого ребёнка.
Есть прекрасная система семейной мотивации, когда семья рассматривается как единый действующий организм, объединённый одной целью. Все члены семьи вместе идут к чему-то, помогая друг другу.
Это прекрасный способ приучить ребёнка к ответственности, обозначив его зону
(уроки, оценки, помощь по дому). Таким образом, он чувствует себя важным, понимает свою ценность и ответственность. При этом, он не хочет подвести остальных.
Например, совместная поездка на море, для того, что бы она случилась: папа работает, мама готовит и убирает дом, я учусь хорошо и мою посуду. Если кто-то не выполняет свои обязанности, то поездкой рискуют все.
Многие платят за хорошие оценки, но насколько быстро это входит в привычку?
Какое время такой способ мотивации будет работать?
Все мы абсолютно разные. У всех свои интересы и приоритеты. И у детей тоже. Для правильной мотивации необходимо знать, что ВАЖНО для вашего ребёнка.
В этом, вам, большую помощь может оказать определение психотипа личности.
Понимая, к какому типу личности относится человек, проще понять, что для него действительно важно, и соответственно какой подход использовать в той или иной ситуации.
Тип личности формируется у детей в возрасте до 5 лет.
Определить его можно по характерным чертам или пройдя тест (всё это есть в свободном доступе).
Очень важно знать, к какому психотипу относится не только ваш ребёнок, но и вы сами, это поможет посмотреть на многие проблемы под другим углом.
Стоит учитывать, что в каждом человеке, есть все психотипы, но преобладающих два.
На них и стоит ориентироваться.
Разберём некоторые:
•Например, характеристика Шизоидного типа – шизоид психотип личности:
Всегда имеют предмет интереса.
По одному или нескольким учебным предметам – учатся сверх программы.
Крайне тяжело их стимулировать, так как они постоянно в своей «скорлупе».
Эффект группового влияния НЕ действует.
•Истероид психотип личности:
Учеба как повод для общения.
Способный, но ленивый.
Кругозор широкий, но не всегда копает глубоко.
Подвержен влиянию коллектива.
В зависимости от правильного круга общения, может стремиться к очень глубоким и качественным знаниям.
•Гипертим психотип личности:
Способный, но ленивый.
Всё ему даётся легко.
Уверен, что всё знает, хотя глубокими знаниями похвастаться не может.
Не дисциплинированный.
Схватывает на лету.
Любит блеснуть своими знаниями и умениями.
•Паранойяльный психотип личности:
Конфликтные.
Любят публичные выступления.
Легко вступают в спор даже с учителями.
Тяжело складываются отношения со сверстниками.
Имеют интерес к дополнительному образованию и внеклассной работе.
Задача педагога: научить его отделять мысли от реальности.
Понимая тип личности своего ребёнка, и обладая информацией, вы будете знать как с ним лучше разговаривать и на какие сферы обратить внимание.
Если хотите лучше разобраться с ребенком, то помните, ничто не является лучшим примером, как вы сами. Начинать нужно с себя!
Предлагаю на тему детей посмотреть видео “Проблемы родителей и детей. Травмы детства. Как нужно воспитывать детей” https://www.youtube.com/watch?v=EEe5j3S9dU0