С чем вы столкнётесь в процессе терапии?

Почему и кому важна долгосрочная терапия? Как понять, что терапевт тебе подходит? Как заметить изменения, особенно если кажется, что их нет? Очень часто эти вопросы звучат от моих клиентов и зачастую мне, как терапевту, сложно заставить себя сохранить нейтралитет и не занять экспертную позицию, несмотря на обилие знаний и опыта. В этой статье я постараюсь ответить на все эти вопросы не с терапевтической, а скорее с познавательной точки зрения.

Очень часто люди, приходя к психологу, хотят за одну-две консультации изменить свою жизнь, удалить неприятное чувство, проработать детскую травму и в принципе исправить то, что было наработано годами. В этом случае перед терапевтом ставится практически невыполнимая задача – изменить за пару часов тот опыт, который клиент выстраивал годами, накапливая и бережно оберегая. Представьте себе, что человек живет 30 лет с одним беспокоящим симптомом, и искренне надеется, что буквально за несколько сессий этот симптом испариться (хочется добавить «как по волшебству»). На самом деле это действительно возможно, в том случае, если симптом «чистый». Например, в детстве отец меня бил, прошло уже 20 лет, но я до сих пор обвиняю его во всех моих бедах. Другой пример, после переезда от родителей к мужу, у меня началась астма. Или, я заикалась всю жизнь, особенно это беспокоит в моменты эмоционального напряжения. С подобными симптомами действительно зачастую удается справиться за несколько встреч, минимизируя, или совсем убирая затрудняющую симптоматику.

С другой стороны, бывают проблемы, которые кажутся на первый взгляд довольно простыми, а на поверку оказываются гораздо более глубинными, чем ожидалось. К таким примерам можно привести запрос о невозможности встретить достойного партнера – мне 30, я всю жизнь живу в родительской семье, и нормальные мужчины мне не попадаются. Или же, после развода с первым мужем, я завела восемь кошек и почему-то мужчины не хотят длительных отношений со мной. Запрос еще сложнее – моему сыну уже 23 года, я растила его одна, и сейчас хочу, чтобы он обзавёлся своей семьей, а он почему-то никак не может найти себе девушку. Несмотря на то, что эти проблемы кажутся поверхностными, их глубина значительно больше приведенных в предыдущем абзаце, и неосознаваемая вторичная выгода оказывается во много раз более значимой, чем исходный запрос. Поэтому, если вы узнаёте себя в каком-то из последних примеров, постарайтесь набраться сил и довериться психологу для разрешения ситуации, которая потребует значительных временных вложений.

В моей практике я неизбежно сталкиваюсь с психологическими защитами клиентов, и (крик души!) иногда они не дифференцируют их от рациональных мыслей, и попросту уходят, пуская симптом на самотёк. В качестве примера, хочется привести одну из наиболее сложных психологических проблем сохранной личности, связанную с сепарацией. Женщина жалуется на отсутствие постоянного партнера, при этом получает поддержку и защиту матери. Когда в ходе терапии вопрос встаёт ребром – пока ты не покинешь родительскую семью, у тебя не будет возможности осознать свою отдельность и целостность, – она начинает злиться. Это естественная реакция на нарушение комфортного существования, в такой момент находятся сотни причин на то, чтобы ничего не менять и продолжать жить в привычных неэкологичных условиях. И первое, что хочется сделать – сменить «глупого» терапевта. Иногда это может стать решающим шагом в её жизни и привести к одинокому существованию.

Похожий пример также из моей практики. Мужчина, 30 лет, три года назад переехал в собственную квартиру, при этом работает в родительской семье, каждый день не просто контактирует с ними, но и решает бизнес вопросы, а также наполняет ими свои обеденные перерывы. Это не мешает ему вечерами заезжать в родительский дом на ужин или для обсуждения насущных проблем. Если с первого взгляда проблема отсутствия жены и детей кажется не связана с детско-родительскими отношениями, по факту единственное, что его держит – это невозможность по его словам (а в реальности нежелание) менять работу и сокращать общение с матерью.

Почему же так сложно оставить всё и начать свою взрослую жизнь? Чем старше мы становимся, тем более ригидны становятся наши установки и привычки, и тем сложнее вытащить себя из зоны комфорта и предпринять что-то, кажущееся сложным и ненужным. В таких ситуациях мне очень нравится сравнение с учебой езды на велосипеде. Чем старше мы становимся, тем сложнее себя заставить научиться чему-то новому, кажется, что не так уж оно и нужно, что не стоит удовольствие от велосипедной прогулки тех мучений, которые повлечет за собой учеба. Первый раз мы садимся на велосипед и, конечно, падаем. Отсюда разбитые коленки, боль и кровь. Злость на этот несуразный агрегат и ненависть ко всей затее. К сожалению, упасть придется не один раз. И не каждый в итоге научается новому навыку. Так и в терапии, неизбежна злость и боль, неизбежно желание послать терапевта к чертям и обвинить его в глупости, некомпетентности и других смертных грехах. В этот момент и начинается естественный отбор. Только те, кто, несмотря на сложности и вопреки им, идут дальше, садятся на велосипед вновь и вновь, приходят к своему терапевту и заново говорят о наболевшем, смогут изменить свою жизнь, научиться новому и получить возможность построить семью.

Тут возникает вопрос – смогу ли я сама всё это сделать, не обращаясь за помощью к профессионалу. Теоретически да, но практически, увы, маловероятно. Если рассмотреть эту историю метафорически, то можно сравнить нас с животными. Домашняя кошка, никогда не выходившая на улицу, которая выросла в доме с любящей хозяйкой, стабильно получавшая корм, уют и заботу, сможет выжить на улице только в том случае, если возраст позволит научиться самой добывать пищу и искать кров. Или в том случае, если кто-то её этому научит. И стоит заметить, что хозяйка не даст возможности своей любимице скитаться в поисках пищи и пары, всячески оградив её от окружающего мира. В дикой природе этот механизм обусловлен тем, что самка выкидывает подростка из семейного гнезда, освобождая место новому потомству и давая подросшему детенышу возможность самому обеспечить себе жизнь. К сожалению, в человеческих семьях такое встречается не всегда.

И последнее, о чем хочется сказать в этой статье. Как же заметить, что терапия работает, если ничего не меняется? Самое распространенное явление – странные сны, намекающие нам, что психический механизм обрабатывает полученные за сессию инсайты (понимания), запуская процесс трансформации. Злость на терапевта – яркий маркер, подсвечивающий внутриличностный конфликт от одновременного желания и нежелания перемен. Скука на нескольких сессиях подряд тоже зачастую становится этим маркером – психологическая защита обесцениванием становится очень мощным механизмом, препятствующим росту. Осознание и возможность говорить о своих чувствах с психологом станет решением этим защитам и мощным толчком вперёд в терапии.

Автор: Цилина Мария.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните форму!



Заполните форму и мы с вами свяжемся!